Никогда не любил триллеры, а снимаю.

Николай Лебедев снимает фэнтези "Волкодав" - недетское кино для подростков.

Эльга Лындина
Дата публикации 10 декабря 2004 г.

Режиссер Николай Лебедев, ставший известным после фильма "Звезда", член оскаровского комитета СК России, взялся за необычный для себя жанр: фэнтези. Двухсерийная картина снимается по роману Марии Семеновой "Волкодав".

- Это ваш личный выбор или вы согласились на предложение продюсеров?

- Вариант второй. Продюсер Рубен Дишдишян сумел вдохновить меня.

- Сценарий отличается от романа?

- Очень существенно: у кино свои законы, нужна драма, интрига, внешние столкновения. Кино должно держать зрителя в напряжении.

- Как реагировала на это Мария Семенова? Писатели обычно ревностно относятся к своим произведениям.

- Поначалу реакция была непростой. Она все спрашивала: "А почему так?", "А почему это ушло?" Я объяснял. Постепенно она поняла, что я стремлюсь сохранить все главное. В результате она не то чтобы смирилась, но приняла правила игры.

- Почему вы выбрали для натурных съемок Словакию?

- Поначалу вместе с художником-постановщиком фильма Людмилой Кусаковой, с которой работал над фильмом "Звезда", мы объехали Чехию, Словакию, Болгарию, Сербию, Черногорию, Карелию. И остановились на Словакии: там была нужная нам атмосфера, а также наилучшие условия для производства. Среднерусский пейзаж в нашем фильме был бы неуместен.

- Почему?

- Создалось бы впечатление русской сказки. А хотелось снять легенду. Снять так, чтобы картина не воспринималась как детское кино. У нас - любовь, страсти, месть, предательство. Мы рассчитываем на самого активного зрителя - на подростков.

- Фэнтези - новый для нас жанр. Какие в нем для вас были сложности?

- Огромные. Я все время думаю: "Господи, зачем я во все это влез!" Парадокс: никогда не любил триллеры, а снимаю. Никогда не смотрел военные картины, в детстве деревянного автомата в руках не держал - но снял "Звезду", причем искренне был увлечен ею. Никогда в юности не бился на мечах - сейчас вокруг меня мечи, кони, битвы.

- Быстро все это освоили?

- Еще осваиваю. Картина трудная. Наверное, самая трудная из всего, что я снимал.

- У вас на "Мосфильме" выстроен большой древний город...

- Город Галирад с домами, улицами, дворами, площадями, церквями. Была еще и Деревня Серых Псов, ее Кусакова выстроила в Словакии на воде. Кстати, в Словакии нам пришлось тяжко. Было 5-6 градусов тепла, проливные дожди. Мы промокали, но работали по 12-14 часов в день.

- Вы продолжаете работать с оператором Иреком Хартовичем, снимавшим с вами в Америке фильм "Изгнанник"?

- Да, и счастлив. Ирек - поляк, 20 лет живет в Америке, снимает в Голливуде, работал со Стивеном Спилбергом. У нас интернациональная группа. Снимаются литовский актер Юозас Будрайтис, грузинский режиссер Резо Эсадзе, актриса из Молдавии Евгения Тодорашку. Вся каскадерская группа из Словакии. Три актера перекочевали в "Волкодав" из "Звезды". Во-первых, Игорь Петренко. Он играет Лучезара, героя далеко не однозначного. С одной стороны, он братской любовью горячо любит "кнесинку" (княжну, кнесинкой она названа в романе) Елейн, оберегает ее, пытается оградить от зла. С другой стороны, он жаждет власти. Из "Звезды" пришел и Артем Семакин. Он играет Эвриха, напоминающего древнегреческих героев. В главной роли Александр Бухаров, он на съемках "Звезды" играл Марченко. В начале фильма Марченко уходил за линию фронта и не возвращался. Во время монтажа я победно вырезал этот эпизод. Но Бухарова запомнил, и после долгих проб утвердил его в "Волкодаве". В роли кнесинки Елейн - Оксана Акиньшина.

- Не слишком ли она современна для легенды?

- А мне было интересно с этим сражаться. Всегда заманчиво использовать актера в новом качестве. Это относится и к Игорю Петренко, и к Александру Домогарову в роли злодея, убийцы Людоеда. К Татьяне Лютаевой. Зрители знают ее роковых, сексапильных героинь. У нас она играет Ведунью, женщину с ярким материнским началом, которую спасает от гибели Волкодав.

- Вы член "оскаровского комитета" СК России. В этом году комитет выдвинул на "Оскара" "Ночной дозор". Это решение многим кажется спорным.

- Это нормально. Вообще вокруг "Оскара" раздута шумиха. Молодцы американцы - свою профсоюзную премию сумели превратить в событие планетарного масштаба... Наивно полагать, что члены американской киноакадемии самые высокие ценители искусства. Они смотрят то, что им интересно. И вряд ли бросаются смотреть присланные нами картины. Им дают кассеты, хотят - смотрят, не хотят - не смотрят. А внимание обращают в основном на коммерчески успешные фильмы. Почти все лауреаты "Оскара" в основном коммерческие проекты - вспомните фильмы "Человек дождя", "Гладиатор", "Титаник", "Властелин колец". В случае с "Ночным дозором" игра идет на этом поле. Привлечет их внимание фильм "Свои" - они его сами пригласят на "Оскар". Как произошло с картиной Педро Альмодовара: Испания не выдвинула ее, но выдвинули американцы. И правильно: это их, американская, премия. Я думаю, решение нашего комитета верно еще потому, что мы наконец признали: в коммерческом шоу должно участвовать коммерческое кино.

- Что вам дал опыт, приобретенный в Америке в работе над "Изгнанником"?

- Я получил огромное удовлетворение от работы с оператором Иреком Хартовичем, с актрисой Энн Арчер. Мы с ней до сих пор поддерживаем отношения, переписываемся, видимся, когда я бываю в Лос-Анджелесе. На съемках "Изгнанника" я открывал для себя новый мир человеческих и профессиональных отношений. Лично мне и всем нам есть чему поучиться у американцев в профессии. Я хочу у нас так же, как там, приходить на съемочную площадку и заниматься своим делом, а не кричать, чтобы заставить людей выполнить их обязанности. В Америке на площадке была нормальная обстановка. Я прихожу туда и знаю: все делается как положено. А если не сделано, то потому, что сделать это было действительно невозможно.У нас же, к сожалению, просишь-просишь, а потом начинаешь орать. Тут же все сделают! А потом поползет слух, что режиссер - тиран и монстр.

-Когда "Волкодав" выйдет на экран?

- Дайте закончить картину. Она сложная: много компьютерной графики, спецэффектов, звук... Пока планируется, что она выйдет в декабре 2005 года.

«Российская газета»


Copyright and powered by Citadel of Olmer

[an error occurred while processing this directive]