Стенограмма встречи с Марией Семеновой. 22 сентября 2001 года. 

<<- Часть четвертая

Часть пятая.

Вопрос: Среди людей занимающихся славянской историей существует мнение, что крещение Руси это большой вред.

МС: Ну, в этом вопросе у меня четкого мнения нет, я сама не являюсь христьянской. И не считаю, что все, что связано с христьянством это плохо. Вопрос крещения Руси меня не очень интересовал. Но все что я знаю по этому вопросу, меня убеждало, что православие здесь прижилось, потому что оно срослось с язычеством. Оно не очень-то и посягало на искоренение тысячелетних христьянских верований.  Ведь славянское язычество, это желание человека себя вписать в круги и ритмы вселенной. И с этим бороться было глупо. Поэтому Православная Церковь не давила, была Масленица фиксированным праздником, справлявшимся 21 марта, в День Весеннего Равноденствия. Ну, привязали ее к пасхальному календарю, начала она туда-сюда ездить. Но искоренить-то ее не искоренили. Был праздник Перуна, по старому стилю 20-го июля, он с Ильей-пророком переехал на новый стиль, хотя астрономически это должно быть все равно 20 июля. Ну, заменили на Илью-пророка, тоже ничего страшного.

Меня всегда забавляло, когда показывают по ТВ церковную службу и говорят: «Вот, присмотритесь, по церковным канонам это значит это, а вот это вот то». А я смотрю, и меня смех душит, какая оттуда борода язычества растет.

Как сейчас помню, было это в детской секции союза писателей, в какой-то момент там начали пересказывать «Жития Святых» для детей, на подъеме возрождения православия. Обсуждали, обсуждали, потом поднялась я, как меня стульями не закидали, не знаю. Там каждый начинал, особенно про ранних святых, что были язычники нехорошие, потом пришло светлое, благостное христьянство, стало очень хорошо. Я по этому поводу вспомнила, что на заре компьютеров, каждый гроссбух начинался с описания лампового триггера. Я не знаю как сейчас, но в те времена это было ровно так. И точно так же эти граждане, они начинали с краткого и абсолютно некомпетентного экскурса в язычество.

Кроме того, там были еще замечательные моменты, уже не помню про какого святого, но он под конец жизни стал настоятелем монастыря. И вот он каждый вечер, на закате, обходил по периметру владения монастыря, стуча посохом. Ну, если это не язычество махровое с кисточками, проверять границу и как бы освещать ее заново, именно на закате солнца. О самое пикантное, что, почувствовав приближение кончины, товарищ укладывается умирать на сани. А дело происходит в месяце мае. Я ему говорю, милый автор, неужели ты не понимаешь, что-то, что ты описываешь, это он в последнюю минуту пытается сделать откат и вернуться назад к язычеству. Сани это ритуальный транспорт для языческих похорон. Потом, через века он вписался в христьянские ритуалы.

Поэтому Крещение Руси вопрос сложный. Когда это произошло, стали храмы ставить, службы служить. А через несколько лет приехали из Византии попы, они не поняли, кому тут молятся и на каком языке. Надо ли говорить о каком - то сломе древней культуры, или она, эту культура пригребла под себя христьянство. Просто православие как тонкая пленка наползла на тысячелетия язычества и постаралась их монополизировать. С одной стороны православие насаждали сверху, с другой стороны, попробовала бы веке в 12-ом княгиня не выйти в языческий ритуальный хоровод. Ну не понял бы народ, если бы она не пошла. Идет, и потом ей в могилу кладут эти браслеты.

 

Вопрос: В свободное время, Вы какую литературу читаете?

МС: В основном боевики. Взял мозги, пополоскал в боевике, вставил на место и над чем нибудь дальше работаешь. Отдохновение. А то посидишь, пол дня за компьютером, пишешь, пишешь, уже и спать пора, а в голове это крутиться. А так почитал, какую нибудь белиберду и голова пустая. А когда серьезные вещи читаешь, это тоже работа.

Люблю фильм со Шварцем посмотреть или с Ван Дамом. Душевное удовольствие. Бьют морду и ладно, кончиться все равно тем, что он красавицу под мышку и пошел.

 

Вопрос: Как вы относитесь к ролевым играм на местности, в частности поставленным по вашим книгам?

МС: Ну к играм по моим книгам я никак не отношусь. Не была, не видела. Единственно, была в Новосибирске, там я была типа консультантом. Потом пару лет назад, была в Лен. Области игра по древним славянам. Тоже меня пригласили. Я даже не знаю, как относиться. С одной стороны мне казалось, что ролевики, это люди которые в мирной жизни адреналина какого-то не добирают, или не доиграли во что-то. Вот я не случайно Новосибирск вспомнила, там меня изумили некоторые встречи. Понравился мне парень в костюме древнего кельта. Мы с ним поговорили, я спросила можно ли его сфотографировать. Разговорились, оказалось сотрудник МВД. В Чечне был. В Лен области, тоже один был, его игровое имя Гвай, его многие знают. Тоже их тех же органов товарищ, и был в Чечне и в плену там больше месяца просидел. Ну, хочется людям, может быть у них то же самое работает, что и у меня, только у меня это выливается в писание книжек, а у них вот в игры. В моем детстве это были исключительно, горн, барабан и «Ленин с нами». Ну, как положено приличному человеку я была вождем индейцев. И я думаю, что меня не задолбали только потому, что Владимир Ильич в детстве тоже в индейцев играл.

Кроме того, ролевым играм следует поставить памятник. Некоторое время назад меня пригласили в Казань на Зиланткон, и там так вышло, что в поздний час меня на вокзал провожал один человек. А это был самый пик толкинизма, и вот он рассказывает, что идем мы 20 эльфов по лесу и вдруг натыкаемся на археологические раскопки, в палатках сидят археологи, роют чего-то. Ну заинтересовались, подошли, познакомились и вот они этом эльфам показывают раскоп, где дом, в который ломились враги. И мужик, так и остался лежать поперек порога, так его землей и засыпало. На пороге своего дома с мечем в руках погиб. И в груди у него штук 6 стрел. Так он говорит, что после игры они все в библиотеку помчались, читать, что же в наших краях происходило. Когда посмотрели на настоящее, у них все эльфы из головы выскочили. И уже на другой год они к этим археологам поехали. Что-то на мотив поселения. А не были бы они настроены на все эти стрелы, мечи и т.д. Может и мимо прошли.

 Часть шестая ->


Copyright and powered by Citadel of Olmer

[an error occurred while processing this directive]