Стенограмма встречи с Марией Семеновой. 22 сентября 2001 года. 

<<- Часть пятая

Часть шестая.

Вопрос: Как по-Вашему, возможно ли сейчас возрождение язычества?

МС: Когда у нас несколько лет назад, стало возрождаться православие, то видимо в пику появились многочисленные общества каких-то неоязычников, писали публикации какие-то. Я одну брошюру купила, полистала, у меня волосы дыбом стали, я сразу же определила какую товарищ книжку прочитал, и что он в ней понял, а что не понял. Так какой же он язычник. Кроме того, тут же появляются очередные песни на тему «русские бей нерусских». Вот если ты ощущаешь себя славянином, то тут же пойди и набей морду евреям, прибалтам или кавказцам.

Некоторое время назад еще было активное возрождение славянских боевых искусств. Там тоже был вопрос сложный, эти искусства делились на две половины. В одних очень сильно торчали уши родоначальника, если он до этого занимался айкидо, то вот значит, этому учителю открылось, что у древних славян была боевая система очень напоминающая айкидо. Либо товарищ напускал мифического тумана, мол, он ездил в глухую деревню, там замшелый дедушка показал ему необыкновенные приемы, он все истины сразу понял и вот несет нам.

С другой стороны какие-то традиции рукопашного боя на Руси, конечно, были, и я не хочу этих людей ругать, уже за то, что они интересуются. Китайцы придумали боевую систему, а почему нельзя придумать что-то и назвать это славянской системой. Если что получиться. Так я только буду рада.

А неоязычники, ну я допускаю, что есть нормальные люди, которые чтят славянских богов и стремятся проповедовать эти законы, насколько они могут быть приемлемы к этой жизни. Но мне все как-то попадались такие, по сравнению с которыми Жириновский – голубь мира.

 

Вопрос: Не появлялось ли у Вас желания написать эпос славянских богов, типа Калевалы или Эдды, именно их жизнеописание?

МС: В «Поединке со Змеем» я вообще примерно этим и занималась. Более наукообразно это в «Славянах» изложено.

 

Вопрос: Как Вы считаете «Книга Велеса» подделка?

МС: Я ничего не считаю, я не специалист, не археолог, не криминалист.

 

Вопрос: А ведь в «Волкодаве» была своя боевая система?

МС: Ну, это цельнотянутое айкидо. По поводу славянских единоборств, я ведь тоже, что хочу сказать, ведь они же не приходят на эти экстремальные бои и не выносят там всех подряд. А айкидо, это проверенная временем, мощная система. Я сама пошла, заниматься им ради «Волкодава». Надо же знать, как все это делается. А то, переведя десяток Конанов, где: «И вот он сделал неуловимое движение и все улетели». Позанимавшись айкидо, я хохотала над тем как в половине этих книг описан рукопашный бой. Его бы пятнадцатилетние девочки засмеяли бы, у нас в секции.

На самом деле непобедимого искусства-то нет, все определяется классом бойца.

 

Вопрос: А кто тогда Матушка Кендерат?

МС: Ну, у нее реального прототипа нет, я все боялась, как бы мой сенсей не обиделся. Не решил, что я его в бабульку превратила. А вообще просто надоели эти фильмы про Ван-Дама, где его учит пожилой японец, пусть думаю будет бабка.

 

Вопрос: А если учесть Ваше другое увлечение – лошадей. Вы не планируете написать книгу о коневодах или что нибудь в таком духе?

МС: То, что я сейчас пишу, там не на первых ролях, но будут люди, у которых культивируется боевой конь и верная собака. Ну, своего барбоса я уже обессмертила в «Кудеяре». Про коней у нас с соавтором написана книжка «Заказ», а вот фэнтези то будет.

 

Вопрос: А в третьем «Волкодаве» будет ли привнесено нечто новое или просто будут развязываться старые узлы?

МС: Естественно, не только же со старым разбираться. Я единственное чего боюсь, что будет многовато отзвуков из «Истовика камня». Но правда в итоге, он в эти горы-то залезет. Потому как надо. Обещал.

 

Вопрос: При написании «Истовик камня», откуда такие знания в геологии?

МС: Не могу сказать, что у меня какие-то знания, я вообще человек книжный, с самого раннего детства. Обложилась литературой.

 

Вопрос: Многие камни описаны так, как нельзя сделать, не подержав в руках.

МС: Не то, что у меня все увешано камнями, просто попались очень хорошие книги. Там было и про реальные свойства камней и про приписываемые мистические. На выставке Мир Камня думаю, все были, ну и чуток приукрасить, все и заиграет. За минералогию меня тоже кто-то ругал, что не так написано о чем-то.

В фэнтези это немного другое, а вот исторические романы я всегда писала по такому принципу. Я всегда шла от какого-то эмоционального выхлопа, а основная задача была привести персонажа в какое-то психологическое состояние и вкрутить читателя туда же. И плюс, обязательно ставила задачу поднять какой-то пласт познавательный, например вот довольно ранняя моя повесть «Лебеди улетают». Я совершенно целенаправленно героя сделала кожемякой. Так принято, что всегда есть кузнец, а почему, потому что помимо его мистических свойств, древнерусская кузница, она лучше всего сохранилась и лучше всего изучена. По сравнению с другими ремеслами. И у меня сразу же дух противоречия, у всех кузнецы, а я пойду другим путем. А сделаю кожемяку. А вот просижу я еще одни штаны в Публичке, но выясню, как работал кожевенник, что у него там было, как чего. И в Волкодаве, когда он идет к ремесленникам, то я тоже немало перекопала, что бы выяснить, как красили кожи, что там со стеклом, как выводить эту линзу, все это и вылезло.

Это меня отец подтолкнул, говорит, что раз Тилорн, типа потерпевший аварию космонавт, то он должен какие-то идеи технического прогресса проталкивать. Вот в третьей книге я уже начала, о том, как идет сегванский корабль по морю, а они достают какой-то сундук, а из него стеклянные чашечки, изнутри погреться на свирепом ветру. Напиток пить из стеклянных чашечек, это совсем другое дело.

 

Вопрос: Можно ли события, происходящие в «Волкодаве» сопоставить какому-то нашему прошлому?

МС: Единственное что я старалась, это сохранить менталитет моего любимого 9-го века. Венны, это понятно славяне. Немного идеализированные, немножко архаизированные. Мне было интересно в матриархат немножко заглянуть. Потому что его чаще описывают в каком-то пародийном виде. И совершенно неправильно, потому что считать, что при матриархате женщина охотилась и лес валила, а мужики дома с детьми сидели, такого не было. Просто была другая система ценностей. Во главе угла стояла женщина и дети. И все подчинялась их интересу. Когда стоит вопрос о выживании вида надо самку и щенков обеспечивать. А когда с выживанием вида был вопрос решен и начались внутренние разборки между людьми, тут самец и вышел на первые роли. И мне было интересно именно научную картину матриархата увидеть. Человечество при такой системе прожило большую часть своей истории.

Конец. А кто слушал..., хотя могли бы и спасибо сказать :) 


Copyright and powered by Citadel of Olmer

[an error occurred while processing this directive]