ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ от 31 июля 2001 года.




Спасибо Вам огромное за Ваши книги. Хотелось бы задать несколько вопросов:
1. Отличаются ли чем-нибудь кроме названия книги "Меч мёртвых" и "Знак сокола"?
2. Каков Ваш вклад в их написание?
3. Собираетесь ли Вы перерабатывать "Мы - славяне"? Книга замечательна написана, но там, по словам людей разбирающихся в предмете куда больше меня, есть ляпы (например "литой булат" в IX веке), которые портят впечатление.
Заранее благодарен за ответы.
Александр, Москва

1. Ничем, кроме названия.
2. А. Константинов разрабатывал общую интригу сюжета (ему, хоть тресни, нужна была высокая политика с грязными интересами). Я отвечала за историческое обеспечение и... писала весь текст.
3. «Славян» перерабатывать у меня пока в планах нет. Возможно, когда-нибудь напишу продолжение. т.к. неохваченных тем куда больше, чем те, которые я осветила. Что касается «ляпов» - см. мой ответ на последний вопрос в этой обойме.

Мария, меня интересует такой вопрос: на сколько сильно влияет Ваше личное отношение к миру на ваши книги, я имею ввиду, на сколько сильно это отношение способно изменить историческую правду в Ваших книгах, перечеркнуть действительность и вылиться во что-то только истинно Ваше, как, например, концовка рассказа про кузнеца - тут особо остро чувствуется именно Ваше отношение к миру, Ваша личность, может быть желание что-то изменить пусть даже в прошлом... хотя в данном случае Эдда рассказывает нам немного другую историю, правда?
Strakhinya

Начнём с того, что грош была бы мне цена, если бы в «рассказе про кузнеца» (Вы, вероятно, имеете в виду повесть «Хромой кузнец»?) я руководствовалась бы одной только «Эддой». О Волюнде-Вёлунде-Виланде-Вилунде рассказывает великое множество источников, так вот, по некоторым из них (вполне средневековым - я, Боже сохрани, не имею в виду неграмотные сегодняшние пересказы) он даже примирился с Нидудом и легальным образом взял Бёдвильд в жёны. Сказания далее повествуют о похождениях его сына по имени Видга... Ну а моя цель была как бы воссоздать более-менее реальный эпизод, который мог послужить закваской для эддического и прочих сказаний. Кроме того, вы наблюдали, как какое-либо жизненное происшествие (возьмите любое политическое событие, да что там, - хотя бы обычное ДТП) в пересказах разных (и особенно - заинтересованных) людей приобретает диаметрально противоположную окраску? Этнографы называют этот процесс созданием «быличек». Я на это имею такое же право, как и все люди...
Об «истинно своём» как о чём-то противоположном действительности вообще и исторической правде в частности. Даже не знаю, что тут и сказать... По моим скромным наблюдениям, пишущая публика начинает «самовыражаться» наперекор исторической правде в основном тогда, когда скверно представляет себе эту самую правду. Кстати, что вы под этим разумеете? Хронологические события древности, материальную культуру или правду характеров? С «воссозданием» летописных событий я не связываюсь (или связываюсь минимально) потому, что мне это неинтересно и неохота полемизировать с 10000 писателей, которые это делали до меня. Вот правда характеров - это нечто совершенно другое. Вот тут я могу похвастаться, что способна где-то как-то представить себе логику древнего человека, местами весьма-таки отличную от нашей. (Другое дело, люди во все времена могли совершать абсолютно непредсказуемые и ни из каких характеров не вытекающие поступки, проваливаться в бездны и воспарять к звёздам.) Вот этой «действительности» я не изменяю никогда и ни за что, ибо зачем тогда исторические романы писать? Ради «самовыражения», т.е. чтобы преподнести всему миру М. Семёнову во всей красе? Как говорит мой тренер по верховой езде: «Кто-то любит лошадь. А кто-то - себя на лошади.» Так вот, я слово «самовыражение» терпеть не могу.
Но если бы моя личность не влияла очень глубоко на всё, что на моих страницах происходит, тогда опять же грош была бы мне цена.


Прежде всего хочу сказать огромное СПАСИБО за Ваши книги! Они необыкновенные... А вопрос вот какой: как Вы относитесь к тем "клонам" на тему мира Волкодава, что сейчас выходят? В том числе и к Молитвину? В интервью Виталия Баранника был вопрос о книгах серии "Мир Волкодава", однако Мария Васильевна говорила о том, как складывались отношения с авторами. Меня же интересует, как она оценивает содержание этих книг, их соответствие Миру. Хотелось бы узнать, стоит ли их вообще читать. Спасибо!

L_Dorrit
Украина

Спасибо и Вам - на добром слове. Моё мнение о книгах Мартьянова, Семёнова, Иволгиной: макулатура. Иволгина пишет откровенно холодными руками. Это обычная халтура. Мартьянов докатывается до пародирования и совершает плохо замаскированные нападки лично на меня. Вероятно, за то, что когда-то его в трудный момент поддержала. Семёнов замахивается на нечто, но с поставленной задачей трагически не справляется. Надо ли их читать - решать Вам, я тут ничего советовать не буду. Может, и надо, хотя бы из познавательно-литературоведческих соображений. Я даже допускаю, что есть люди, которым эти, как Вы их назвали, «клоны» понравятся гораздо больше моих книг... Что касается Молитвина - наверное, повторюсь, но скажу: реалии «мира Волкодава» в его книгах со мной согласованы безупречно. Однако писательский стиль очень отличается от моего, и многим этого не нравится: люди ждут одного, настроились именно на это, а получают нечто совсем другое.
Скоро будет выходить трилогия Мартьянова в литературной обработке Молитвина. Здесь Молитвин, на мой взгляд, совершил писательский подвиг: сделал из предложенного ему издательством материала если не конфету, то нечто вполне съедобное. Я такого бы не смогла.


Хотелось бы узнать, будут ли использованы при написании последнего "Волкодава" сюжетные линии из романов П. Молитвина (в смысле, стоит ли его читать, или можно обойтись без этого - я как-то не очень люблю продолжения, написанные другими авторами). И еще один дурацкий вопрос - тот отрывок из "Волкодава" точно Марии Семеновой, а не какой-нибудь издательский финт? По стилю, конечно, ее, но вдруг...
Тина

Отрывок из «Волкодава» действительно мой, хотя фамилию на шмуце они куда-то подевали. Надо ли читать Молитвина, чтобы лучше понять третьего (будущего) «Волкодава» - ей-Богу, не знаю. Я сама ещё в точности не решила, как в конце концов переплетутся все сюжетные линии. Вероятно, Эврих к финалу появится, принеся с собой шрамы, полученные в книгах Молитвина, и приведя обретённых там же друзей.

Имеет ли под собой реальную историческую основу история Меча мертвых и Ингара - Страхини?
Элечка

Записей об этих событиях Вы ни в каких летописях не найдёте. Связь с реальной историей - биографии крупных деятелей описываемой эпохи (Рюрик, Рагнар...), которые НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ написанному нами. И ещё то, что можно найти в «Словаре» к книге, где речь идёт об Ингаре. Вообще, если Вы не читали «Словарь», то прочтите. Там я как раз и говорю о каких-то своих допущениях и мелких подтасовках, а также о противоборствующих гипотезах. Я вообще пишу не о том, что БЫЛО, а о том, что МОГЛО БЫТЬ. Как говорится - ночных тапочек Страхини археологами не обнаружено, но и их отсутствие документально не подтверждено...

Очень интересно, как должен был оканчиваться "Оборотень".
Некоторое недоумение вызывает помещение Вашей главы из "Волкодава" в книгу Молитвина. Похоже, что книга идет "в нагрузку". По наблюдениям: не помогает. На нашей (Вильнюсской) книжной базе новое издание "Волкодава" уже второй раз завезли, первая партия распродана, а стопка Молитвина лежит ничуть не изменившись... 
Яна
Lithuania

В финале «Оборотня» они много чего переврали. Изначальный текст у меня, кажется, ещё должен где-то валяться, но он длинный... В частности, такой эпизод: в изданном виде Скунс (израненный, еле плетущийся после тяжелейшего поединка!) этак лихо даёт Турецкому по кумполу и суперменски удирает. (Далеко бы он по Москве удрал в крови и обрывках одежды...) У меня он продолжает неотвратимо идти на Турецкого, а тот по-прежнему не может решить, что же делать, и тут-то ему... даёт по башке Ваня Монгольский Воин, вышедший на шум из ближнего филиала «Василька». После чего он уносит беспомощного Скунса на руках, и меньшовцы прячут его... Есть разница?
Кроме того, они выкинули почти всю сцену, где Оборотень пытает Олежку. Видимо, кто-то заворотил нос, сочтя описанное у меня натурализмом. На самом деле никакого натурализма там нет. Уж не больше, чем в «Скунсе-1», где бандиты расстреливают пленников или где Женю подвешивают на подъёмнике. Вот и ту сцену из «Оборотня» я писала не ради смакования крови и мук, а больше чтобы показать психологическое состояние человека, влипшего в неожиданную, физически и духовно ломающую ситуацию. Кому-то не понравилось...
Касаемо «книги в нагрузку»: тут судить не мне. Это издательская политика, в которую я не очень вникаю.

Вот интересно, читашь сообщения в гостевой книге этого сайта, на этом форуме, оцениваешь - что же людей больше всего привлекает в Ваших книгах, какие Ваши книги наиболее "популярны". И кажется, что оставляя всех далеко позади себя, первым идёт Волкодав. А вот на мой взгляд, эта книга, пусть даже очень хорошая, но намного слабее таких вещей. как Меч мёртвых, Валькирия, Пелко и волки! Для меня это не удивительно, это как с музыкой - чем она попсовее, тем больше нравится массам, простите за сравнение. Ответьте пожалуйста, какая Ваша книга нравится больше всего ВАМ!
Strakhinya

Опять же - для начала спасибо на добром слове. А нравится (тут я не одинока и не оригинальна) та книга, внутри которой живёшь в данный момент. До последнего времени это был «Аленький цветочек» (с Ф. Разумовским; где-то осенью, надеюсь, его издадут). Сейчас усиленно влезаю в третьего «Волкодава», так что некоторое время самым любимым будет именно он.
Кстати, попсовым я его совсем не считаю. И писался он в определённом смысле наперекор литературной попсе...


В одном из героев романа Андрея Валентинова "Печать на сердце твоем" нетрудно узнать Волкодава. Я, например, узнала сразу, хотя и не читала еще тогда ни одного Вашего произведения. По упоминаниям в критических статьях. Так вот, хотелось бы узнать, что вы думаете о таком обращении с Вашим героем и об этой книге.
Очень приятно, что Вы собираетесь переиздавать "Скунсов". Знать бы еще, когда, примерно их ждать.
Яна
Lithuania

Увы, увы, А. Валентинова я до сих пор не читала. Попадётся - обращу внимание, конечно. Моё отношение? А по народному принципу: «на всякий роток не накинешь платок». Если он действительно без спросу притянул туда Волкодава, я ему этого запретить не могу. Остаётся только подождать, какая книга какую переживёт. Через сто лет увидим...
Я ничего не хочу сказать заглазно плохого про А. Валентинова, но давайте представим ситуацию, когда один автор у другого действительно утаскивает героя. Значит, этот товарищ, решивший на чужом горбу въехать в рай, настолько импотент как писатель, что собственного персонажа толкового сочинить не способен. Значит, и книга будет такая, что, долистав до половины, её отправят в макулатуру... Я недавно сугубо со стороны наблюдала описываемый процесс: срамотища вышла редкостная. Поэтому на месте обворованного писателя я не стала бы затевать никаких скандалов и грызни в прессе. Зачем?.. Уворовавший и так скорее всего сам себя выставит на посмешище...
Но, повторюсь, про А. Валентинова я ничего говорить не буду, я его не читала. Может, там имеет место обычное совпадение. Мало ли по книжным страницам шастает варваров с мечами за спиной и волосами, заплетёнными в косы...
А «Скунсы» будут переизданы, только плохо представляю когда. Разберусь с третьим «Волкодавом», начну писать третьего «Скунса». Да и в двух первых придётся несколько изменять текст, чтобы «разъехаться» с бывшими соавторами, с которыми у меня прекратилось сотрудничество. По счастью, текста, на который они могли бы претендовать, очень немного.


Уважаемая Мария Васильевна!
Во-первых -- спасибо Вам еще раз за то, что Вы есть, и за то, что Вы пишите. Я прочла всю русскую и зарубежную классику, но даже после этого Ваши книги были для меня откровением. Я думала, не может быть в нашем мире такой доброты, невозможно смотреть на людей с такой любовью -- и это при полном осознании всех их пороков и низменности некоторых натур... Наверное, Вы очень хороший человек. Даже удивительно, что Вы -- такая -- родились, воспитались и сохранились в нашем мире. Наверное, это тоже чудо!
Во-вторых -- пожалуйста, не слушайте Вы всех этих критиканов, которым не нравятся литые брони в 9 веке и которые выражают претензии по поводу непрочтения Вами учебника минералогии! Чушь это все и ерунда. Не тратьте на это время -- ведь в Ваших книгах самое главное стиль (мне кажется, во владении русским языком с Вами нынче могут сравниться только Акунин и Соротокина, да и то -- перевес в Вашу пользу), и образы, и души героев, живые, как родные... То есть, наверное, Вы и без меня не станете тратить на это время, но -- вдруг, вы ведь так интересуетесь историей быта, две научные работы написали! Уйдете сейчас в минералогию и буду бедная я ждать "Волкодава" еще года четыре...
А в-третьих -- собственно вопрос. Это мы с подругой из Казани, приехав в Ленинград, первым делом пошли искать дом Киры. Любимые романы у нас "Валькирия" и "Лебединая дорога", но следов тех героев уже не найти, а от Киры так много осталось! Ну, разумеется, она для нас -- живая и настоящая, как же иначе. 
Наверное, для Вас это смешно, но для нас Кира и все, что связано с ее историей, сделалось вдруг столь же неотъемлимо от истории Ленинграда, как Петр I с Лексан Данилычем, Елизавета, Екатерина, восстание декабристов, Пушкин и "Эта сторона улицы опасна во время артобстрела"! 
Хотя вроде бы -- Кира вымышленный персонаж и далеко не той значимости, как кто-нибудь мог бы сказать...
Так вот. Этим летом мы планируем искать дом Нины и Валеры. Вы дали подсказку и мы, наверное, справимся. А еще мы хотим найти дом тети Фиры! Так может Вы подскажете: он существует?
Только не говорите, что в Ленинграде есть более интересные места, чем те, что связаны с Вашим романом! В конце концов, ходят же поклонники Акунина "по фандоринским местам" в Москве!
Мы все творческие натуры и так вдохновляемся...
Кстати, этим летом нас будет уже пятеро. Так что скоро "по маршруту Киры и тети Фиры" будет ходить целый табун с экскурсоводом (шутка!).
С огромным уважением и любовью,
Елена.

И вновь - спасибо на добром слове. Сразу отвечаю - дом Нины и Валерия существует, так что вы его, вероятно, найдёте. Скажу больше, в качестве их квартиры я описала свою собственную. А отца Валерия поселила в доме своей доброй знакомой. И занос на скользкой дороге, случившийся с Валерием, имел место ровно в том месте и происходил именно так. Только сорок лет назад. За рулём сидел мой отец, неопытный молодой водитель... А «Москвич-408» цвета «ладога», верно прослуживший нам 23 года, носил номер 38-06 ЛЕЩ. Мы продали его в хорошие руки четыре года назад, приобретя взамен... догадываетесь какую машину?
Нам её каждую осень покрывают антикором в автохозяйстве, расположенном именно там, где находится фирма «Инесса». Я с особым чувством взираю на автомобильный подъёмник у них в гараже, на бетонный забор... Какова чёрная неблагодарность, верно? А потом я иду выгуливать своего кобелину, который непременно был бы Рексом, не попади он ко мне уже взрослым и с именем. Мы с ним временами шагаем через «авторемонтный садик» на Московском, в глубине которого просматривается двухэтажная «стекляшка» - там действительно магазин, но не молочный, а завода «Пигмент»... Ну а дома нас встречает кошечка Васька, с которой во многом «списан» тёти-Фирин питомец.
Кстати, о тёте Фире. Когда-то, лет двадцать тому назад, у нас поменялся телефон. Так вот, у нас до сих пор иногда раздаются звонки, и милый пожилой голос просит, грассируя: «Фирочку, пожалуйста». Мы каждый раз сообщаем нашей собеседнице новый-старый номер, она нас прочувствованно благодарит... Так что, когда я задумывала этого самого симпатичного моего персонажа, вопрос об имени не стоял.
Домик «Эгиды» на Смоленской также имеет место быть.
Ну, а в пробке на Рузовском мосту я ползала самолично...

Теперь о «литых бронях в 9 веке», учебнике минералогии и прочем.
Я не считаю возможным как-либо сомневаться в познаниях людей, высказывающих мне (что характерно, не в лицо, а через третьи уста) такие претензии. У меня к ним один только вопрос: ЧТО НА ДАННУЮ ТЕМУ НАПИСАЛИ ОНИ САМИ? Я здесь имею в виду не сугубо научные работы, понять которые могут только такие же профессионалы. Я - о научно-популярном, о таком, что может уразуметь и уяснить для себя самый обычный, на улице пойманный человек. Где эти книги и статьи, в которых, вне всякого сомнения, всё правильно и хорошо? Если они есть, - кланяюсь семь раз и отступаю из круга. А если их нет... вероятно, токмо и единственно потому, что данные господа были очень заняты. Другими делами, гораздо более важными. Будь у них только время, уж они бы написали такое!..
Короче, покуда они мечтают о том, что они бы сделали, «если бы»... появляется какая-то Семёнова, которая ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сделала. Ату её!!! Так и вижу подобного гражданина, который, этак ковыряя в зубах, меня пренебрежительно критикует, да ещё словцо побольнее подыскивает. Ляпы он у меня, видите ли, отыскал. Не с того академика списывала.
Это я, кстати, серьёзно. Я же нигде в «Славянах» не говорю, что я там что-то открыла. Боже сохрани мне, дилетанту, на что-то претендовать! У меня и на титуле-то написано, ежели Вы заметили, - «...СОСТАВИЛА Мария Семёнова». Я просто сидела в Публичке и переводила на общедоступный язык добытое и описанное учёными. Настоящими учёными. Мировыми авторитетами. Академиками. Которые в Новгороде и Киеве в своих раскопах столько просидели, сколько вообще люди не живут. Которые имеют свойство образовывать научные школы. Которые яростно опровергают результаты друг друга. Кое-где я об этом так и пишу: «а другие считают... а есть ещё мнение, что...» Кроме того, во имя научной достоверности я свои тексты сразу по завершении работы отдала «на растерзание» в сектор славяно-финской археологии Института материальной культуры АН СССР (тогда ещё). И они растерзали. Я не зря в книге их отдельно благодарю. Доктора и кандидаты, отложив все важные дела, разобрали «Славян» по главе на нос, каждый согласно своей специализации, и через неделю выдали мне гигантское количество замечаний, дополнений, пометок и устных соображений. Выяснилось, что использованные мною авторитеты местами неправильно истолковали найденное, местами подогнули археологические факты под свои любимые теории, а местами просто не соответствовали современному уровню науки. Я всё это учла, здорово переработав «Славян». Потом ещё очень долго подбирала иллюстративный материал...
И вот некие граждане, палец о палец не ударившие, будут «ляпы» у меня находить. И повествовать о них в узком кругу, упиваясь сознанием своего превосходства. А не пошли бы они!
Приятным исключением явилась Светлана Петровская из Киева. Найдя в моих писаниях одну иллюстрацию - рисунок фрески, историей которой госпожа Петровская как раз специально занималась - она доброжелательно указывает мне на невольно допущенную ошибку, подробно излагая результаты соответствующего иследования. Это - подход. За это - спасибо.

Об «Истовике-камне» и учебнике минералогии. Позволю себе напомнить критикам, что писала я не геологический отчёт о Приозерском районе Ленобласти, а роман фэнтези. А также о том, что даже и в вымышленном мире Самоцветные горы - место очень специфическое, где не желают работать обычные закономерности земных недр. А посему Моей Авторской Волей там всё будет соответствовать специальной литературе (которой я прочитала гору не гору, но хорошую полочку уж точно) только до тех пор, пока мне это надо. А когда не надо - не будет. Хау! Виннету всё сказал.
Интересно, заметили ли приверженцы учебника минералогии, что «Гвалиор» есть название индийского княжества, где был найден некий знаменитый камень? Я даже не удосужилась хоть на буковку его изменить. И что половина персонажей носит имена, некоторым образом имеющие отношение к миру драгоценных камней? И что слово «истовик-камень» на самом деле обладает несколько иным смыслом, нежели тот, что я ему придаю? Если не заметили - значит, слава Аллаху, пронесло и я спасена. Надеюсь, дорогая Елена, Вы меня не выдадите. Не то совсем меня заклюют, отбив всякую охоту для них, злодеев, книжки писать.


С уважением - Мария Семенова.

Copyright and powered by Citadel of Olmer

Rambler's Top100 [an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]  [an error occurred while processing this directive]